Бесплатно по России
Калькулятор Прайс-лист Заказ

15 июля’ 24

Тормозной башмак жд – это практичное приспособление, позволяющее ограничить самопроизвольное движение отдельного вагона или всего подвижного состава. Каждый железнодорожный башмак тормозной имеет собственный номер и находится на балансе РЖД или предприятий, использующих подъездные ж/д пути.

 

Железнодорожные башмаки – принцип действия

 

 

Принцип работы ж/д башмака подразумевает фрикционный эффект, поскольку это приспособление предотвращает качение колес по рельсам. С учетом общего веса подвижного состава, тормозной башмак РЖД может не всегда справляться со своей функцией. Если состав продолжает двигаться по ж/д путям с поставленным ранее башмаком, то это называется юзом, а его продолжительность напрямую зависит от следующих моментов:

 

  1. Состояние рельсов и колесных пар. Если пути используются интенсивно, то поверхность рельсов приобретает особую гладкость, в результате чего коэффициент трения снижается, а тормозной путь увеличивается.
  2. Масса вагонов. На общую длину юза непосредственно влияет общая масса вагонов, а если они полностью загружены, то инерция становится максимально продолжительной.
  3. Скорость состава при установке башмака. Общая масса груженых вагонов оказывает влияние на протяженность тормозного пути, увеличивая продолжительность юза.
  4. Погодные условия. Подобно автодорогам, скользкие рельсы увеличивают длину юз и продолжительность тормозного пути.

 

Тормозной башмак для вагона – разновидности приспособлений

 

Кроме классических моделей башмаков с одним или двумя бортиками, сегодня используются и иные приспособления, необходимые для торможения вагонов. Самыми распространенными и известными являются:

 

  1. Стационарные упоры. Такие устройства применяют вместо стандартных башмаков в ситуациях, когда состав поставлен на долгую стоянку. Такой упор управляется дистанционно и чаще всего используется в парках ж/д транспорта, локомотивных депо и на различных площадках крупных производственных предприятий.
  2. Колесосбрасыватель. Такой башмак применяют в тех случаях, когда состав или вагон, находящийся в движении, необходимо сбросить с колеи, чтобы избежать серьезной аварии. Особенно часто такие виды приспособлений применяются в местах выезда составов на пути общего пользования со стороны сортировочных или разгрузочных линий. Вес такого башмака составляет от 54 до 57 кг.
  3. Накатные. Такие башмаки представлены двумя видами: «Горбуша» и «Лягушка». Если первая модель применяется для возвращения составов на ж/д пути при незначительном сходе, то вторая предназначена для выполнения сложного и аварийного схода поезда.
  4. Горочные. Башмак горочный тормозной используется для снижения скорости подвижного состава, а также предотвращения начала самопроизвольного качения вагонов, стоящих на склонах. Даже при небольшом градусе уклона, состав может начать движение, потому что вес загруженных вагонов является огромным. По этой причине горочный башмак является надежным и эффективным решением.
  5. Противооткатные искробезопасные башмаки латунные или алюминиевые. Устанавливается полозом на рельс под колесо железнодорожного транспортного средства только после его полной остановки. Применяется для предотвращения самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства на объектах, где предъявляются повышенные требования по искробезопасности.

 

 

Неисправности башмаков

 

Большинство неисправностей башмаков связаны с внешними воздействиями больших нагрузок и постепенного стирания поверхности в результате движения юзом. Постоянная эксплуатация башмаков требует регулярного контроля состояния каждого приспособления и периодического осмотра изделий на предмет износа и соответствия установленным нормам и стандартам безопасности.

 

Тормозные ж/д башмаки категорически запрещено эксплуатировать при наличии следующих видов повреждений или дефектов:

 

  • Трещины или другие дефекты основной колодки;
  • Нарушения целостности;
  • Искривления или другие дефекты полоза;
  • Визуально видимые трещины носка;
  • Нарушения крепления колодки и подошвы;
  • Дефекты рукоятки.

Даже если башмак не имеет видимых дефектов, использовать его запрещено при образовании на поверхности льда или загрязнении мазутом и другими смазочными материалами. Приспособление также не пригодно для использования, если на нем отсутствует маркировка.

 

Использование башмаков обусловлено не только их исправностью, но и общим состоянием железнодорожных путей, а установка запрещена:

 

  • На стыках ж/д линий;
  • Перед крестовинами ж/д стрелок;
  • На рамных рельсах с прижатыми к ним остряками;
  • На пути криволинейного типа;
  • Больше двух приспособлений на одну ось.

 

Железнодорожные башмаки представляют собой инвентарь точного учета, который хранится в предварительно подготовленных местах и находится под присмотром лица, отвечающего за безопасность на предприятии. Для контроля и хранения на башмаки наносится специальная маркировка в виде стандартного клейма, которое ставится на верхней части подошвы и не стирается даже при длительном использовании.

Советуем почитать

Соединения и пересечения железнодорожных путей
02 сентября’ 17
Соединения и пересечения железнодорожных путей
Шпалы
20 января’ 17
Шпалы
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
20 января’ 20
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
20 января’ 20
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
Классификация дефектов рельсов
20 января’ 20
Классификация дефектов рельсов
Какой должна быть подуклонка рельсов
20 января’ 20
Какой должна быть подуклонка рельсов
Какие типы рельсов бывают?
20 января’ 20
Какие типы рельсов бывают?
Виды стрелочных переводов
18 февраля’ 20
Виды стрелочных переводов
Какую ручную лебедку выбрать
18 февраля’ 20
Какую ручную лебедку выбрать
Назначение и виды ж/д противоугонов
18 февраля’ 20
Назначение и виды ж/д противоугонов
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
18 февраля’ 20
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
Типы рельсовых скреплений
18 февраля’ 20
Типы рельсовых скреплений
Виды путевых работ на ж/д
05 марта’ 20
Виды путевых работ на ж/д
Зачем нужен контррельс?
05 марта’ 20
Зачем нужен контррельс?
Как работает реечный домкрат
05 марта’ 20
Как работает реечный домкрат
Работа рельсовых стыков
05 марта’ 20
Работа рельсовых стыков
Чем можно быстро распилить рельсы?
05 марта’ 20
Чем можно быстро распилить рельсы?
Как быстро разрезать рельс
07 мая’ 20
Как быстро разрезать рельс
Как меняют шпалы на железной дороге
07 мая’ 20
Как меняют шпалы на железной дороге
Как работает контактный рельс
07 мая’ 20
Как работает контактный рельс
Особенности работы автосцепного устройства вагона
07 мая’ 20
Особенности работы автосцепного устройства вагона
Подбивка шпал
07 мая’ 20
Подбивка шпал
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
07 мая’ 20
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
07 мая’ 20
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
Какие существуют материалы путевого строительства
07 мая’ 20
Какие существуют материалы путевого строительства
Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
07 мая’ 20
Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
Устройство тормозных колодок вагонов
07 мая’ 20
Устройство тормозных колодок вагонов
Знаки перед железнодорожным переездом
25 марта’ 24
Знаки перед железнодорожным переездом
Дефекты рельсов и их классификация
15 апреля’ 24
Дефекты рельсов и их классификация
Рельсовая сталь: особенности, характеристики, марки
06 мая’ 24
Рельсовая сталь: особенности, характеристики, марки
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
30 мая’ 24
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
01 июня’ 24
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
14 июня’ 24
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
Рельс Р65: ключевые характеристики и применение в железнодорожной инфраструктуре
01 июля’ 24
Рельс Р65: ключевые характеристики и применение в железнодорожной инфраструктуре
Рельсовый тупиковый упор
31 июля’ 24
Рельсовый тупиковый упор
Неисправности стрелочного перевода на жд путях
29 апреля’ 24
Неисправности стрелочного перевода на жд путях
Железная дорога без стыков: всё о бесстыковом пути
20 мая’ 24
Железная дорога без стыков: всё о бесстыковом пути
Деревянные пропитанные шпалы тип 1, 2: срок службы, сколько весит, размер по ГОСТу
10 июня’ 24
Деревянные пропитанные шпалы тип 1, 2: срок службы, сколько весит, размер по ГОСТу
Как определить марки крестовин стрелочных переводов на ЖД-путях: типы, виды
08 июля’ 24
Как определить марки крестовин стрелочных переводов на ЖД-путях: типы, виды
Оперативно ответим на ваши вопросы
Перезвоните мне
?