Тормозной башмак
15 июля’ 24
Тормозной башмак жд – это практичное приспособление, позволяющее ограничить самопроизвольное движение отдельного вагона или всего подвижного состава. Каждый железнодорожный башмак тормозной имеет собственный номер и находится на балансе РЖД или предприятий, использующих подъездные ж/д пути.
Железнодорожные башмаки – принцип действия
Принцип работы ж/д башмака подразумевает фрикционный эффект, поскольку это приспособление предотвращает качение колес по рельсам. С учетом общего веса подвижного состава, тормозной башмак РЖД может не всегда справляться со своей функцией. Если состав продолжает двигаться по ж/д путям с поставленным ранее башмаком, то это называется юзом, а его продолжительность напрямую зависит от следующих моментов:
- Состояние рельсов и колесных пар. Если пути используются интенсивно, то поверхность рельсов приобретает особую гладкость, в результате чего коэффициент трения снижается, а тормозной путь увеличивается.
- Масса вагонов. На общую длину юза непосредственно влияет общая масса вагонов, а если они полностью загружены, то инерция становится максимально продолжительной.
- Скорость состава при установке башмака. Общая масса груженых вагонов оказывает влияние на протяженность тормозного пути, увеличивая продолжительность юза.
- Погодные условия. Подобно автодорогам, скользкие рельсы увеличивают длину юз и продолжительность тормозного пути.
Тормозной башмак для вагона – разновидности приспособлений
Кроме классических моделей башмаков с одним или двумя бортиками, сегодня используются и иные приспособления, необходимые для торможения вагонов. Самыми распространенными и известными являются:
- Стационарные упоры. Такие устройства применяют вместо стандартных башмаков в ситуациях, когда состав поставлен на долгую стоянку. Такой упор управляется дистанционно и чаще всего используется в парках ж/д транспорта, локомотивных депо и на различных площадках крупных производственных предприятий.
- Колесосбрасыватель. Такой башмак применяют в тех случаях, когда состав или вагон, находящийся в движении, необходимо сбросить с колеи, чтобы избежать серьезной аварии. Особенно часто такие виды приспособлений применяются в местах выезда составов на пути общего пользования со стороны сортировочных или разгрузочных линий. Вес такого башмака составляет от 54 до 57 кг.
- Накатные. Такие башмаки представлены двумя видами: «Горбуша» и «Лягушка». Если первая модель применяется для возвращения составов на ж/д пути при незначительном сходе, то вторая предназначена для выполнения сложного и аварийного схода поезда.
- Горочные. Башмак горочный тормозной используется для снижения скорости подвижного состава, а также предотвращения начала самопроизвольного качения вагонов, стоящих на склонах. Даже при небольшом градусе уклона, состав может начать движение, потому что вес загруженных вагонов является огромным. По этой причине горочный башмак является надежным и эффективным решением.
- Противооткатные искробезопасные башмаки латунные или алюминиевые. Устанавливается полозом на рельс под колесо железнодорожного транспортного средства только после его полной остановки. Применяется для предотвращения самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства на объектах, где предъявляются повышенные требования по искробезопасности.
Неисправности башмаков
Большинство неисправностей башмаков связаны с внешними воздействиями больших нагрузок и постепенного стирания поверхности в результате движения юзом. Постоянная эксплуатация башмаков требует регулярного контроля состояния каждого приспособления и периодического осмотра изделий на предмет износа и соответствия установленным нормам и стандартам безопасности.
Тормозные ж/д башмаки категорически запрещено эксплуатировать при наличии следующих видов повреждений или дефектов:
- Трещины или другие дефекты основной колодки;
- Нарушения целостности;
- Искривления или другие дефекты полоза;
- Визуально видимые трещины носка;
- Нарушения крепления колодки и подошвы;
- Дефекты рукоятки.
Даже если башмак не имеет видимых дефектов, использовать его запрещено при образовании на поверхности льда или загрязнении мазутом и другими смазочными материалами. Приспособление также не пригодно для использования, если на нем отсутствует маркировка.
Использование башмаков обусловлено не только их исправностью, но и общим состоянием железнодорожных путей, а установка запрещена:
- На стыках ж/д линий;
- Перед крестовинами ж/д стрелок;
- На рамных рельсах с прижатыми к ним остряками;
- На пути криволинейного типа;
- Больше двух приспособлений на одну ось.
Железнодорожные башмаки представляют собой инвентарь точного учета, который хранится в предварительно подготовленных местах и находится под присмотром лица, отвечающего за безопасность на предприятии. Для контроля и хранения на башмаки наносится специальная маркировка в виде стандартного клейма, которое ставится на верхней части подошвы и не стирается даже при длительном использовании.