Как меняют шпалы на железной дороге
07 мая’ 20
Регулярный осмотр шпал позволяет значительно сократить затраты на их замену. Замена может быть групповой или одиночной, количество элементов определяет бригадир при планировании сроков и периодичности работ на участке. Например, при ежегодной периодичности необходима одиночная замена шпал, а при сплошной подъемке — групповая — для того чтобы сократить дальнейшие издержки на ремонт и содержание путей. В этом случае необходимо провести дополнительные работы, в частности, выправку пути.
Как меняют шпалы
До того как заменить шпалы, их необходимо осмотреть. Осмотр производится визуально и результат во многом зависит от опыта и квалификации инспектора. Самая важная задача на этом этапе — выявить те элементы, которые не способны воспринимать нагрузки, вследствие чего перегружают соседние. Чаще всего причиной такого дефекта будет излом под рельсом или по оси пути.
Основные дефекты, которые требуют замены шпал:
-
механический износ, вследствие которого подкладка прорезает древесину, а сама подкладка становится неустойчивой из-за слишком широкого костыльного отверстия;
-
грибок — микроорганизмы быстро выводят из строя древесину, пропадает упор для костыля;
-
нагрузка — слишком сильные нагрузки способны спровоцировать расслоение элемента.
Помимо явных дефектов, замена шпал может понадобиться при неблагоприятных погодных условиях и при размывании грунта. В таких случаях регулярно проводят профилактические работы, обеспечивая повышенную устойчивость пути. Вместо изношенных деталей можно положить новые или бывшие в употреблении шпалы, но сохранившие свои свойства. Такой подход в разы оптимизирует затраты на ж/д.
Технология замены шпал
На железной дороге существует целый ряд инструментов и механизмов, которые участвуют в процессе замены шпал:
-
Дексель. Топор для затески. С его помощью удаляют заусенцы с древесины и зачищают постели под подкладками. Легкий дексель (всего 2 кг) просто переносить, для его использования не нужны специальные знания и навыки.
-
Клещи. Этот ручной инструмент захватывает деревянную или железобетонную шпалу при ее замене.
-
Ручная лебедка. Мобильный путевой инструмент, который обслуживает один человек. При этом скорость замены железобетонной шпалы составляет всего 30 секунд — 1,5 минуты.
Помимо явных механизмов, в работах применяют дополнительные агрегаты: световые башни, позволяющие проводить ремонт круглосуточно (для масштабных ремонтных работ), однорельсовые тележки, шпалоперегонщики, костылевыдергиватели. В среднем в процессе участвуют от двух до шести человек.