Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
07 мая’ 20
В процессе эксплуатации железной дороги образуется множество отходов — в официальном классификаторе их не менее шестисот. Одна из основных сложностей утилизации — загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами и ртутью, пропитка химическими веществами. Именно поэтому вопрос утилизации железнодорожных шпал, особенно деревянных, стоит очень остро.
Принцип разумного потребления и оптимизации бюджета предполагает повторное использование железобетонных и деревянных шпал, если они не потеряли свои потребительские свойства. Это значит, что вместо утилизации часть шпал можно использовать на железной дороге, в производстве или быту повторно.
Зачем нужна утилизация ж/д шпал
Утилизация железнодорожных шпал необходима для:
-
безопасности движения составов;
-
поддержания удовлетворительного состояния ВСП (верхнего строения пути);
-
профилактики и диагностики на ж/д;
-
поддержания приемлемого экологического фона.
Развитие РЖД также влияет на частоту утилизации железнодорожных шпал. Деревянные изделия используют все реже, заменяя их на железобетонные. В результате этого примерно два миллиона деревянных шпал ежегодно скапливаются на железнодорожных путях, ожидая утилизации. Чем дольше они будут лежать в неподходящих условиях, тем менее вероятна возможность их повторного использования. Это вызывает тревогу экологических организаций — выделения от пропитки никуда не деваются и продолжают загрязнять окружающую среду.
Часть таких шпал можно использовать повторно — на железной дороге или в быту, остальные нужно утилизировать так, чтобы не нанести еще больший вред экологии.
Какие решения существуют?
Учитывая третий класс экологической опасности, единственные возможные методы:
-
захоронение;
-
переработка;
-
газификация;
-
сжигание;
-
пиролиз.
Последний считается наиболее эффективным и рекомендован к повсеместному использованию.
Когда нужно утилизировать шпалы
Железнодорожное полотно подвергается колоссальным нагрузкам и требует довольно внушительных затрат на поддержание надежности и работоспособности. Чтобы оптимизировать бюджет, часть ВСП используют повторно. Это абсолютно безопасно, если материалы сохранили свои основные потребительские свойства.
Рано или поздно все материалы и конструкции изнашиваются до такой степени, что не могут быть использованы повторно, и железнодорожные шпалы не исключение. Когда их дальнейшая эксплуатация будет негативно влиять на безопасность движения, их утилизируют.
Как проводится утилизация
Железнодорожные шпалы бывают нескольких видов:
-
деревянные;
-
железобетонные;
-
металлические.
Утилизация металлических железнодорожных шпал требуется очень редко, а сами изделия встречаются только на одном участке РЖД — в Калининградской области.
Железобетонные элементы меняют редко — они рассчитаны на длительный срок службы, устойчивы к механическим и температурным воздействиям, нагрузке. Они не гниют, не разбухают от влаги, не трескаются на морозе. Единственное проблемное место — стыки. Всего в течение года в железнодорожном хозяйстве полной замены с утилизацией требуют 300 000-500 000 железобетонных шпал.
Полученный в ходе переработки железобетонный лом применяют в быту и строительстве. Наиболее приемлемым считается практически безотходный способ разделения изделий на фракции: металлическую арматуру и щебень. Высвобожденный металл можно впоследствии переплавить.
Деревянные отходы требуют более тщательного подхода. К сожалению, в основном пропитанное химическими веществами и покрытое нефтепродуктами дерево просто сжигают. Экологи считают, что это неприемлемо, так как приводит к ядовитым выбросам в окружающую среду, которые отравляют в том числе и людей. Гораздо более гуманными способами считаются:
-
повторное использование в строительстве — не рекомендуется для жилых построек;
-
газификация — вредные соединения расщепляются, но расход дизельного топлива и выброс продуктов горения высокий, что тоже плохо для экологии;
-
переработка в древесный уголь — технология слишком дорогая для повсеместного использования;
-
пиролиз.
Пиролиз — это самый перспективный и безопасный способ утилизации деревянных железнодорожных шпал. Материал разлагается под воздействием высокой температуры без доступа воздуха, при этом происходит дистилляция каменноугольного масла. Тепло от пирогаза можно использовать в качестве источника энергии, что оправдывает затраты.