Бесплатно по России
Калькулятор Прайс-лист Заказ

07 мая’ 20

В процессе эксплуатации железной дороги образуется множество отходов — в официальном классификаторе их не менее шестисот. Одна из основных сложностей утилизации — загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами и ртутью, пропитка химическими веществами. Именно поэтому вопрос утилизации железнодорожных шпал, особенно деревянных, стоит очень остро. 

Принцип разумного потребления и оптимизации бюджета предполагает повторное использование железобетонных и деревянных шпал, если они не потеряли свои потребительские свойства. Это значит, что вместо утилизации часть шпал можно использовать на железной дороге, в производстве или быту повторно.

Зачем нужна утилизация ж/д шпал

Утилизация железнодорожных шпал необходима для:

  • безопасности движения составов;

  • поддержания удовлетворительного состояния ВСП (верхнего строения пути);

  • профилактики и диагностики на ж/д;

  • поддержания приемлемого экологического фона.

Развитие РЖД также влияет на частоту утилизации железнодорожных шпал. Деревянные изделия используют все реже, заменяя их на железобетонные. В результате этого примерно два миллиона деревянных шпал ежегодно скапливаются на железнодорожных путях, ожидая утилизации. Чем дольше они будут лежать в неподходящих условиях, тем менее вероятна возможность их повторного использования. Это вызывает тревогу экологических организаций — выделения от пропитки никуда не деваются и продолжают загрязнять окружающую среду. 

Часть таких шпал можно использовать повторно — на железной дороге или в быту, остальные нужно утилизировать так, чтобы не нанести еще больший вред экологии.

Какие решения существуют?

Учитывая третий класс экологической опасности, единственные возможные методы:

  • захоронение;

  • переработка;

  • газификация;

  • сжигание;

  • пиролиз.

Последний считается наиболее эффективным и рекомендован к повсеместному использованию.

Когда нужно утилизировать шпалы

Железнодорожное полотно подвергается колоссальным нагрузкам и требует довольно внушительных затрат на поддержание надежности и работоспособности. Чтобы оптимизировать бюджет, часть ВСП используют повторно. Это абсолютно безопасно, если материалы сохранили свои основные потребительские свойства.

Рано или поздно все материалы и конструкции изнашиваются до такой степени, что не могут быть использованы повторно, и железнодорожные шпалы не исключение. Когда их дальнейшая эксплуатация будет негативно влиять на безопасность движения, их утилизируют.

Как проводится утилизация

Железнодорожные шпалы бывают нескольких видов:

  • деревянные;

  • железобетонные;

  • металлические.

Утилизация металлических железнодорожных шпал требуется очень редко, а сами изделия встречаются только на одном участке РЖД — в Калининградской области.

Железобетонные элементы меняют редко — они рассчитаны на длительный срок службы, устойчивы к механическим и температурным воздействиям, нагрузке. Они не гниют, не разбухают от влаги, не трескаются на морозе. Единственное проблемное место — стыки. Всего в течение года в железнодорожном хозяйстве полной замены с утилизацией требуют 300 000-500 000 железобетонных шпал.

Полученный в ходе переработки железобетонный лом применяют в быту и строительстве. Наиболее приемлемым считается практически безотходный способ разделения изделий на фракции: металлическую арматуру и щебень. Высвобожденный металл можно впоследствии переплавить.

Деревянные отходы требуют более тщательного подхода. К сожалению, в основном пропитанное химическими веществами и покрытое нефтепродуктами дерево просто сжигают. Экологи считают, что это неприемлемо, так как приводит к ядовитым выбросам в окружающую среду, которые отравляют в том числе и людей. Гораздо более гуманными способами считаются:

  • повторное использование в строительстве — не рекомендуется для жилых построек;

  • газификация — вредные соединения расщепляются, но расход дизельного топлива и выброс продуктов горения высокий, что тоже плохо для экологии;

  • переработка в древесный уголь — технология слишком дорогая для повсеместного использования;

  • пиролиз.

Пиролиз — это самый перспективный и безопасный способ утилизации деревянных железнодорожных шпал. Материал разлагается под воздействием высокой температуры без доступа воздуха, при этом происходит дистилляция каменноугольного масла. Тепло от пирогаза можно использовать в качестве источника энергии, что оправдывает затраты.

Советуем почитать

Соединения и пересечения железнодорожных путей
02 сентября’ 17
Соединения и пересечения железнодорожных путей
Шпалы
20 января’ 17
Шпалы
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
20 января’ 20
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
20 января’ 20
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
Классификация дефектов рельсов
20 января’ 20
Классификация дефектов рельсов
Какой должна быть подуклонка рельсов
20 января’ 20
Какой должна быть подуклонка рельсов
Какие типы рельсов бывают?
20 января’ 20
Какие типы рельсов бывают?
Виды стрелочных переводов
18 февраля’ 20
Виды стрелочных переводов
Какую ручную лебедку выбрать
18 февраля’ 20
Какую ручную лебедку выбрать
Назначение и виды ж/д противоугонов
18 февраля’ 20
Назначение и виды ж/д противоугонов
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
18 февраля’ 20
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
Типы рельсовых скреплений
18 февраля’ 20
Типы рельсовых скреплений
Виды путевых работ на ж/д
05 марта’ 20
Виды путевых работ на ж/д
Зачем нужен контррельс?
05 марта’ 20
Зачем нужен контррельс?
Как работает реечный домкрат
05 марта’ 20
Как работает реечный домкрат
Работа рельсовых стыков
05 марта’ 20
Работа рельсовых стыков
Чем можно быстро распилить рельсы?
05 марта’ 20
Чем можно быстро распилить рельсы?
Как быстро разрезать рельс
07 мая’ 20
Как быстро разрезать рельс
Как меняют шпалы на железной дороге
07 мая’ 20
Как меняют шпалы на железной дороге
Как работает контактный рельс
07 мая’ 20
Как работает контактный рельс
Особенности работы автосцепного устройства вагона
07 мая’ 20
Особенности работы автосцепного устройства вагона
Подбивка шпал
07 мая’ 20
Подбивка шпал
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
07 мая’ 20
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
07 мая’ 20
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
Какие существуют материалы путевого строительства
07 мая’ 20
Какие существуют материалы путевого строительства
Устройство тормозных колодок вагонов
07 мая’ 20
Устройство тормозных колодок вагонов
Знаки перед железнодорожным переездом
25 марта’ 24
Знаки перед железнодорожным переездом
Дефекты рельсов и их классификация
15 апреля’ 24
Дефекты рельсов и их классификация
Рельсовая сталь: особенности, характеристики, марки
06 мая’ 24
Рельсовая сталь: особенности, характеристики, марки
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
30 мая’ 24
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
01 июня’ 24
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
14 июня’ 24
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
Рельс Р65: ключевые характеристики и применение в железнодорожной инфраструктуре
01 июля’ 24
Рельс Р65: ключевые характеристики и применение в железнодорожной инфраструктуре
Тормозной башмак
15 июля’ 24
Тормозной башмак
Рельсовый тупиковый упор
31 июля’ 24
Рельсовый тупиковый упор
Рельсошпальные решетки
24 октября’ 24
Рельсошпальные решетки
Оперативно ответим на ваши вопросы
Перезвоните мне
?