Виды стрелочных переводов
18 февраля’ 20
Стрелочный перевод — это конструкция, с помощью которой поезда перемещаются с одного пути на другой.
Основные элементы конструкции:
-
стрелка;
-
крестовина;
-
соединительные рельсы;
-
система контроля;
-
изоляция.
Конструкция может быть:
-
одиночной;
-
двойной;
-
перекрестной.
Картинка
Есть несколько основных параметров, которые применяют на железной дороге для классификации стрелочных переводов. Самые распространенные из них — марка, класс и тип. Интересно, что марка — это на самом деле марка используемой крестовины, а тип — это вид используемых рельсов.
Отдельно стоит выделить разработку и внедрение высокоскоростных СП (пятое поколение) для обеспечения безопасного движения по прямой со скоростью до 400 км/час. Они нужны для коммуникации скоростных поездов между путями, что в свою очередь обеспечит движение с гарантированным временем хода.
На российской железной дороге существует единственный вид стрелочного перевода — пятого поколения. Его характеристики:
-
допускаемая скорость движения по прямому пути — до 250 км/час, по боковому — 50 км/час;
-
тип — Р65;
-
марка — 1/11;
-
подуклонка — 1/20.
Очевидно, что существующая конструкция не может в полной мере считаться последней в поколении, так как не обеспечивается полноценная безопасность на скорости выше 250 км/час. А какая обеспечивает? Для реализации высокоскоростного движения нужны марки СП и съездов 1/22, 1/34, 1/46. При этом скорость на ответвленном пути повысится с текущих 50 до 120 и даже до 200 км/час.
Картинка
Предыдущее, четвертое поколение стрелочных переводов пологих марок, было разработано в России для стандартных скоростных поездов. Они характеризуются следующими параметрами:
-
допускаемая скорость движения по прямому пути — до 140 и 200 км/час, по боковому — 80 и 120 км/час;
-
тип — Р65;
-
марка — 1/18 и 1/22.
Ввиду необходимости модернизации конструкция и детали этих СП нуждались в доработке. В 1991 году на их базе начали разрабатывать новую марку стрелочных переводов — 1/36. К сожалению, дальше чертежей работа так и не продвинулась из-за прекращения финансирования. В настоящее время работа над пятым классом конструкций не ведется.
Стоит отметить, что из-за геометрических характеристик скорость движения поезда на ответвленный путь не сможет превысить отметку 80-120 км/час. Это говорит о том, что отдельные детали существующих СП будут использовать на высокоскоростных участках.
Картинка
Как определяется класс стрелочного перевода
Существует всего три класса стрелочного перевода:
-
для станционных путей;
-
для магистральных линий;
-
для высоких скоростей.
Все они могут включать в себя разные типы и марки СП в зависимости от нюансов ВСП, грузонапряженности и географического положения участка пути.
Картинка
Определить марку стрелочного перевода
Зная марку используемой крестовины, легко определить и марку стрелочного перевода — она будет такой же.
Крестовина — это важный элемент СП, она обеспечивает прохождение колес поезда. Конструкция маркируется дробной величиной, которая показывает соотношение ширины сердечника к его длине.
В зависимости от типа пути, применяют разные типы и марки СП:
-
обыкновенные и парковые (1/11 и 1/12);
-
сдвоенные (от 1/6 до 1/20);
-
высокоскоростные (от 1/15 до 1/24).
Картинка
Ремонт и эксплуатация конструкций
Современные стрелочные переводы характеризуются надежностью и повышенным сроком службы. Так как от этих конструкций зависит безопасность движения, большое значение уделяется мониторингу состояния и своевременному устранению неисправностей.
СП можно заменить целиком или подетально. Основные комплектующие под замену:
-
рамные рельсы с остряком;
-
крестовины;
-
межостряковые тяги;
-
переводные механизмы.
Картинка
Все манипуляции по обслуживанию и замене стрелочных переводов прописаны в нормативах и стандартизированы.