Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
20 января’ 20
По последним данным, количество стрелочных переводов на железнодорожных путях в России составляет 129 300 единиц. Из них новых конструкций, которые использовались менее 15 лет, всего 26,9%. Все остальные переводы эксплуатируются от 16 до более чем 40 лет:
-
16-20 — 13,3%;
-
21-25 — 24,6%;
-
26-30 — 14,4%;
-
31-35 — 20,8%;
-
36-40 — 14,7%;
-
более 40 — 13,4%
Картинка (круговая диаграмма)
Несмотря на современные способы мобильной диагностики рельсовой колеи, состояние стрелочных переводов до сих пор оценивается по старинке: штангенциркулем «Путеец» (износы, желоба) и ручными шаблонами (рельсовая колея, ординаты, контрольные расстояния в зоне крестовины). Частота диагностики не является постоянной величиной и зависит от конструкции и условий эксплуатации, динамики отклонения от основных параметров.
Картинка (перевод в плохом состоянии)
Выявление неисправности стрелочного перевода на ж/д
Обычно это происходит следующим образом:
-
параметры измеряются и фиксируются в специальном шаблоне;
-
проводится геопривязка к ЦМП — цифровым моделям пути;
-
результаты передаются в открытую базу данных (КСПД ИЖТ);
-
определяется фактическое нахождение перевода с помощью ЦМП;
-
выносится решение о ремонте или запрещении эксплуатации стрелочного перевода при неисправности.
Картинка
Дефекты стрелочных переводов на ж/д путях
Неисправности стрелочных переводов могут быть механическими или электрическими.
Механические
-
отбой рамного рельса;
-
угон остряка;
-
уширение и сужение колеи у остряков стрелки;
-
накат металла головки рамного рельса;
-
загрязнение стрелки или отсутствие смазки башмаков;
-
чрезмерная затяжка корневых болтов;
-
прессованный снег или грязь в корневом креплении.
Электрические
-
потеря контроля положения стрелки под поездом;
-
излом колодок автопереключателя;
-
обрыв секций обмотки возбуждения;
-
нестабильная работа фрикции;
-
ненормированное нажатие щеток коллектора;
-
заклинивание шибера;
-
медленный переброс ножей.
Ввиду технического и материального устаревания стрелочных переводов, с каждым годом в них выявляют все больше неисправностей. Какие являются критичными и требуют временного запрета эксплуатации:
-
Разрыв контррельсового болта. Нарушает непрерывность колеи, вследствие чего может стать причиной крушения.
-
Изломы. Рекомендуется закрывать перевод сразу после выявления излома сердечника, усовика рамного или контррельса, остряка.
-
Понижение остряка. Замеряется относительно рамного рельса, сердечника и усовика. В норме значение не должно превышать двух миллиметров. Такая неисправность ведет к тому, что рамный рельс может быть отжат или опрокинут.
-
Отставание остряка более чем на 4 мм относительно рамного рельса, усовика и сердечника. Опасно при противошерстном движении, может привести к сходу состава с рельсов.
Картинка неисправностей
Правильное техническое обслуживание, своевременная диагностика и замена устаревших и поврежденных частей стрелочных переводов значительно сократит количество полных запретов эксплуатации, повысит безопасность движения на железнодорожных путях.
Инструменты и расходные материалы для обслуживания переводов можно купить в интернет-магазине «Портал-К» с быстрой доставкой по всей России.