Бесплатно по России
Калькулятор Прайс-лист Заказ

06 мая’ 24

Важность качества стали, из которой изготавливаются ж/д рельсы, трудно переоценить, потому что почти за 100 лет отечественные железные дороги претерпели существенные изменения, а грузоподъемность транспорта, передвигающегося по ним, выросла практически в 10 раз. Это означает, что способность ж/д путей переносить нагрузки, также должна быть максимальной. Главную роль в этом играет рельсовая сталь, из которой изготавливают рельсы, используемые в самых разных условиях.

Марки стали для рельсов – особенности и характеристики

Чтобы понять, из какой марки стали делают рельсы, подробнее рассмотрим ее физико-химический состав, а также химические элементы, которые используют при выплавке рельсов в конвертерных или дуговых печах. Основой рельсовой стали является мелкоигольчатый перлит, который в процессе термической обработки приобретает повышенную вязкость, прочность и сопротивление износу, а также становится монолитным материалом. Выбор других компонентов и составляющих стали для рельс зависит от того, где именно они будут использоваться — в прокладке ж/д путей большой протяженности или монтаже линий внутри производственных или промышленных комбинатов. Так, сталь, которую используют для изготовления рельсов метрополитена, отличается повышенной пластичностью и мягкостью, потому что основным назначением таких изделий является не способность хорошо выдерживать большие нагрузки, а эффективно снимать электрический ток.

В целом, рельсовая сталь для стандартных ж/д путей, состоит из следующих химических элементов:

Углерод
Повышает механические свойства материала почти в два раза, делая его более стойким к длительному воздействию высоких температур.

Марганец
Значительно повышает ударную вязкость, а также придает материалу долговечность и износостойкость. Одновременно с этим сохраняется высокий уровень пластичности стали, что положительно отражается на практичности и качестве проката.

Кремний
Удаляет из стали кислородные примеси, оптимизируя внутреннюю кристаллическую структуру материала. Добавка в марку стали кремния снижает вероятность появления ликвационных пятен и повышает долговечность приблизительно в 1,4 раза.

Ванадий
За счет этого компонента обеспечивается контактная прочность рельсов, а карбиды, взаимодействующие с углеродом, повышают предел выносливости готовых прокатных изделий.
 
Отдельного внимания заслуживают некоторые химические элементы, которые сильно снижают качество готовых изделий, но избавиться от этих компонентов в процессе производства, изготовителям пока не удалось. В числе таких элементов, оказывающих негативное воздействие на качество рельсовой стали, находятся:

Азот
Его отличительной особенностью является создание легирующего эффекта, в результате чего в толще металла появляются нитриды, снижающие качество и прочность.

Сера
Препятствует податливости металла при термообработке, из-за чего готовое изделие может иметь микротрещины и становится непригодным для целевого использования.

Фосфор
Существенно повышает хрупкость металла, способствует его быстрой усталости и приводит к разломам и расслоениям.
 
Несмотря на то, что эти элементы все еще присутствуют в рельсовой стали, их объем является незначительным, поэтому готовый металлопрокат проходит строгий контроль качества и обеспечивает эффективность и безопасность ж/д перевозок.

При изготовлении рельсовой стали, производители также всегда применяют 2 категории раскислителей, каждая из которых имеет свое предназначение. Ферромарганец способствует удалению опасных примесей, а алюминий помогает эффективно удалять из материала кислород.

Самыми известными марками рельсовой стали, используемыми сегодня ведущими производителями, являются:

  • Профили серий P50 и P65. Они используются почти в ¾ всех опор ж/д линий ширококолейного формата.
  • 76Ф. Этот сплав усилен ванадием, поэтому рельсы из этой марки стали используются для прокладки путей с высокоскоростным движением составов и локомотивов.
  • К63. За счет использования в составе сплава никеля, отличается повышенной твердостью и высоким антикоррозийным эффектом. Чаще всего используется для изготовления крановых рельсов, способных выдерживать большие нагрузки.
  • К63Ф. Использование в сплаве добавок вольфрама, повышает циклическую прочность прокатных изделий.
  • М54. Марганец, входящий в состав материала, делает его более вязким, а сталь используется для изготовления стыковых элементов или стрелочных переводов.
  • М68. Лучше остальных марок рельсовой стали и сплавов, подходит для изготовления верхних строений, сооружений и конструкций ж/д путей.

 
Правильно подобранная рельсовая сталь обеспечивает следующие преимущества:

  • Равномерное распределение нагрузок по общей длине ж/д полотна;
  • Оптимальное сцепление поверхности колеи и колес ж/д транспорта, позволяющее развивать высокую скорость и максимальную устойчивость во время движения;
  • Длительность срока эксплуатации, достигающего 50 и более лет;
  • Способность переносить повышенные нагрузки и устойчивость к механическим повреждениям.

 
Несмотря на высокое качество рельсовой стали, в процессе эксплуатации, изделия из нее могут выходить из строя. В случае обнаружения дефектов, повреждений или других проблем на ж/д путях или конструкциях, нужно незамедлительно оповестить об этом специальную службу и обеспечить максимальную безопасность движения пассажирского и грузового транспорта.

Советуем почитать

Соединения и пересечения железнодорожных путей
02 сентября’ 17
Соединения и пересечения железнодорожных путей
Шпалы
20 января’ 17
Шпалы
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
20 января’ 20
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
20 января’ 20
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
Классификация дефектов рельсов
20 января’ 20
Классификация дефектов рельсов
Какой должна быть подуклонка рельсов
20 января’ 20
Какой должна быть подуклонка рельсов
Какие типы рельсов бывают?
20 января’ 20
Какие типы рельсов бывают?
Виды стрелочных переводов
18 февраля’ 20
Виды стрелочных переводов
Какую ручную лебедку выбрать
18 февраля’ 20
Какую ручную лебедку выбрать
Назначение и виды ж/д противоугонов
18 февраля’ 20
Назначение и виды ж/д противоугонов
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
18 февраля’ 20
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
Типы рельсовых скреплений
18 февраля’ 20
Типы рельсовых скреплений
Виды путевых работ на ж/д
05 марта’ 20
Виды путевых работ на ж/д
Зачем нужен контррельс?
05 марта’ 20
Зачем нужен контррельс?
Как работает реечный домкрат
05 марта’ 20
Как работает реечный домкрат
Работа рельсовых стыков
05 марта’ 20
Работа рельсовых стыков
Чем можно быстро распилить рельсы?
05 марта’ 20
Чем можно быстро распилить рельсы?
Как быстро разрезать рельс
07 мая’ 20
Как быстро разрезать рельс
Как меняют шпалы на железной дороге
07 мая’ 20
Как меняют шпалы на железной дороге
Как работает контактный рельс
07 мая’ 20
Как работает контактный рельс
Особенности работы автосцепного устройства вагона
07 мая’ 20
Особенности работы автосцепного устройства вагона
Подбивка шпал
07 мая’ 20
Подбивка шпал
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
07 мая’ 20
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
07 мая’ 20
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
Какие существуют материалы путевого строительства
07 мая’ 20
Какие существуют материалы путевого строительства
Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
07 мая’ 20
Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
Устройство тормозных колодок вагонов
07 мая’ 20
Устройство тормозных колодок вагонов
Знаки перед железнодорожным переездом
25 марта’ 24
Знаки перед железнодорожным переездом
Дефекты рельсов и их классификация
15 апреля’ 24
Дефекты рельсов и их классификация
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
30 мая’ 24
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
01 июня’ 24
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
14 июня’ 24
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
Рельс Р65: ключевые характеристики и применение в железнодорожной инфраструктуре
01 июля’ 24
Рельс Р65: ключевые характеристики и применение в железнодорожной инфраструктуре
Тормозной башмак
15 июля’ 24
Тормозной башмак
Рельсовый тупиковый упор
31 июля’ 24
Рельсовый тупиковый упор
Оперативно ответим на ваши вопросы
Перезвоните мне
?