Устройство тормозных колодок вагонов
07 мая’ 20
Тормоз — это связка устройств, которые, действуя совместно, снижают скорость поезда или останавливают состав. Являясь одним из основных узлов железнодорожной техники, тормозные колодки напрямую влияют на безопасность движения на ж/д.
С увеличением веса составов и ростом скорости движения поездов современные пневматические тормозные колодки вагонов (с применением силы сжатого воздуха в ручном или автоматическом режиме) заменили ручные механические устройства, которые потеряли свою эффективность.
Основные способы торможения на железной дороге:
-
фрикционное;
-
реверсивное (электродинамическое);
-
электромагнитное.
Чаще всего применяют фрикционный способ, работа которого обеспечивается силами трения, запускаемыми в ручном, полностью или частично автоматическом режиме.
Качественные тормозные колодки вагонов должны соответствовать основным требованиям:
-
неистощимость;
-
безотказность;
-
непрерывность.
Устройство тормозных колодок вагонов и характеристики
Оснащение подвижного состава имеет похожее устройство. На локомотивы ставят комплекс оборудования (торможение, питание, управление), на вагоны — только то, что отвечают за снижение скорости и остановку.
Приборы и устройства пневматического оборудования для торможения подвижного состава выполняют все основные рабочие функции по питанию тормозной системы сжатым воздухом, управлению ее действием и непосредственному осуществлению (совместно с силовыми механическими приборами) процесса торможения. Как правило, это воздухораспределители, запасные резервуары, тормозные цилиндры, противогазы, авторежимы, воздухопровод, арматура.
Еще одна важная часть системы — механическая, которая передает усилие от тормозного цилиндра к колодкам. Система рычагов, триангелей и траверсов, тяг в вагонах влияет на безопасность движения всего состава.
Для того чтобы обеспечить качество движения на железной дороге, все вагоны должны быть обеспечены колодками соответствующих типов и толщины. Например, нельзя устанавливать композиционные тормозные колодки на те вагоны, которые требуют чугунных. В то же время грузовые вагоны (6, 8 осей) оснащаются исключительно композиционными колодками. Помимо этого, специалисты регулярно осматривают и заменяют неисправные воздухораспределители, клапаны, краны, цилиндры, подвески, рычаги, тяги, башмаки.
Типы тормозных колодок вагона
Тормозная система бывает:
-
Реверсивная:
-
электрическая;
-
динамическая.
-
-
Фрикционная:
-
колодочная;
-
дисковая;
-
магистрельсовая.
-
На российской железной дороге чаще всего применяют фрикционную систему пневматического и электропневматического торможения. Вагоны оснащают специальными системами, ведущей частью которых являются тормозные колодки, которые бывают:
-
композиционными;
-
чугунными.
Композиционные отличаются высоким коэффициентом трения, который практически не зависит от скорости состава. За счет этого в разы уменьшается тормозной путь.
В зависимости от типа состава, тормоза бывают:
-
пассажирские — быстрее истощаются;
-
грузовые — медленнее истощаются, постоянно подпитывают цилиндры;
-
электропневматические — нет продольно-динамической реакции, используются для пассажирских перевозок.
Замена тормозных колодок на вагоне
Как меняют тормозные колодки пассажирских и грузовых вагонов? Замена оборудования происходит при обнаружении трещин, изломов, выхода за кромку наружной грани обода колеса, изношенности.
Показателем изношенности считается толщина колодки:
-
10-14 мм — для композиционных с каркасами различного типа;
-
12 мм — для чугунных.
При замене необходимо убедиться, что тип и конструкция тормозных колодок на вагоне совпадают; допустимое расхождение по толщине — до 10 миллиметров.