Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, используемые технологии
01 июня’ 24
Безопасность транспортных жд сообщений напрямую зависит от обеспечения надлежащего состояния полотна. Для этого необходим регулярный ремонт, частью которого является рихтовка железнодорожного пути. О ней и пойдет речь в этой статье.
Что такое рихтовка пути?
На вопрос «Что такое рихтовка пути?» есть простой однозначный ответ. Это совокупность работ, связанных с перемещением всей решетки из рельсов и шпал по балластному слою железной дороги. Необходимость в ней возникает при нарушении плавности кривизны и смещении направления колеи.
Чтобы понять, нужна ли рихтовка пути, необходимо получить результаты натурной проверки либо данные обследований, произведенных с помощью измерительного вагона. При этом должны соблюдаться следующие общие требования:
- контроль расстояния между смежными полотнами должен производиться для всех звеньев;
- работы должны выполняться в период отсутствия скачков температур – в пасмурную погоду либо утром;
- перешивка колеи зимой допустима только при серьезных отклонениях направления;
- при уплотненном балласте у торцов шпал надо выполнить его разрыхление;
- в соответствии с путевым планом, в первую очередь, надо совершать самые масштабные перемещения.
Рихтование может выполняться на глаз, приблизительно, или в соответствии с измерениями и расчетами.
Требования к ограждению мест производства работ
Если надо рихтовать не более чем на 2 см, достаточно использования предупреждающего знака «С». При смещении положения пути на расстояние от 2 до 6 см необходимо согласование с диспетчером и ограничение скорости движения составов. Если рихтовка необходима более чем на 6 см, применяется ограждение неисправного участка стоп-сигналами.
Оснащение для рихтовочных работ
Перечислим оборудование и инструменты, требуемые для производства работ:
- однорельсовая тележка;
- костыльный молоток;
- щебневые вилы;
- ключ для стыковых болтов;
- лом для смещения решетки;
- нивелир и уровень;
- комплект гидравлических приборов.
Этапы рихтовочных работ
В технологической последовательности процедуры рихтовки присутствуют подготовительный, главный и завершающий этапы.
На первом этапе изучаются стрелы прогиба и производятся необходимые расчеты. На основании полученных исходных данных напротив точек деления устанавливаются временные реперы в виде деревянных кольев.
Стадия основных работ
Очередность производства главных работ следующая:
- Создание выемок для монтажа выравнивателей.
- Установка и фиксация приборов.
- Выполнение сдвига с необходимыми допусками.
- Подсыпка и уплотнение балласта.
Необходимые места размещения сдвижек и выравнивателей мастер определяет на основании глазомера и имеющегося опыта. Также допустимо применение оптических и гидравлических приборов или рельсовой нити.
В местах, требующих сдвижки, рабочие размещают измерительные планки и выполняют перенос решетки. Бригадир осуществляет контроль их действий. Затем приборы перемещают на следующий участок и операции повторяются.
При сплошной односторонней сдвижке конечный пункт каждый раз перемещают на 4-5 метров. На участке с двумя путями рихтовку выполняют навстречу движению.
Часто применяют машинный способ рихтовки железнодорожных путей с использованием электрических балластеров, систем Балашенко и самоходных установок. Указанная техника позволяет восстанавливать первичную геометрию путей сразу в двух режимах – сглаживание по расчетным параметрам и совмещение имеющихся способов.
До выполнения работ производится регулировка применяемых механизмов. Это особо актуально для лишенных стыков путей, потому что их осевой сдвиг вызывает дополнительные боковые смещения. Кроме того, важно качество и надежность трамбовочных устройств.
Особенность самоходных циклических машин в том, что они работают избирательно, действуя только там, где решетка лежит с отклонениями. Такие механизмы превосходят аналоги, непрерывно движимые локомотивом, но уступают им по производительности из-за частых остановок.
Выбор системы выравнивания производит дорожный мастер. Процесс может быть трех точечным, с использованием трех тележек и измерении стрелы прогиба по средней из них. В результате поперечного сдвига все три тележки должны совместить свое положение на одной линии. На криволинейных участках применяется метод фиксированных точек с поступательным сдвигом переднего участка хорды до момента, когда рихтовочная нить совместится с проектной позицией.
При четырех точечной схеме работы стрелограф состоит из четырех тележек, одна из которых движется по отклоненной линии, две другие – прямо по исправленной, последняя управляет траекторией выравнивателя.
Современные машины-выравниватели оснащены компьютерами для вычислений необходимой величины сдвигов и возвышений, а также разрешенной максимальной скорости на участке.
Завершающий этап работ
После выполнения всех намеченных сдвижек производят следующие заключительные работы:
- восстановление первоначального вида и плотности балластной призмы;
- проверка достижения плановых показателей стрелы прогиба;
- проверка допустимого превышения подъема полотна (должно быть не более 10-15 мм);
- пропуск одного-двух составов по колее в качестве ходовых испытаний.
Приведенное руководство по производству рихтовки пути содержит максимально четкие определения и подробно описывает технологическую последовательность выполняемых работ. Получив исчерпывающее понимание данного вопроса, надо лишь обзавестись необходимой техникой, инструментами и материалами для решения подобных сложных задач.