Назначение и виды ж/д противоугонов
18 февраля’ 20
Проблема продольного перемещения рельсов под колесами составов возникает из-за следующих факторов:
-
косой удар — когда колеса переходят через стык;
-
температурная деформация;
-
динамические силы — перемещение рельса и деформация частей ВСП в направлении движения.
В итоге снижается надежность работы путей, увеличивается бюджет на их содержание.
Картинка
Как исключить угон пути? Самый действенный метод был предложен еще в 1986 году профессором Вериго Михаилом Феликсовичем. В этом году впервые были озвучены основные принципы изготовления и применения ж/д противоугонов. Это открытие повысило надежность ВСП за счет того, что единственной возможностью для угона стал отказ продольных связей.
Конструкция и способ производства ненамного изменились за это время. Но до сих пор не решены такие проблемы, как обратный угон рельсов в кривых участках, влияние параметров колеи и характер движения состава на специфическое поведение полотна.
Виды рельсовых противоугонов
На сегодняшний день используются следующие виды противоугонов в зависимости от вида ж/д путей:
-
пружинные — для звеньевых;
-
раздельное КБ и ЖБР — для бесстыковых.
В зависимости от поперечного сечения детали бывают:
-
трапециевидные;
-
прямоугольные;
-
квадратные;
-
П- и Т-образные.
Картинка
Один и тот же противоугон не подойдет для всех типов рельсов. Например, для Р65 рекомендуем использовать модели П65 и ПШ1-65; для Р50 — П50 и ПШ1-50. Все модели производятся согласно ГОСТ 32ЦП-811-95. К этим деталям ВСП предъявляют высокие требования: марка стали, способ ее обработки, финишные мероприятия четко регламентированы.
Высокое качество всех видов противоугонов для ж/д достигается за счет перекристаллизации стали. Это помогает улучшить выносливость и сопротивляемость ударным нагрузкам, повышает качество вторично используемых деталей, что сокращает количество замен между капитальными ремонтами путей.
Современные нагрузки на ж/д пути провоцируют растущие потребности в противоугонах. Стоит отметить, что связка устройство-рельс чаще выходит из строя из-за разгиба скоб. Сама деталь при этом еще не изношена, ее можно и нужно использовать повторно, чтобы сократить траты на обслуживание ВСП.
Картинка
Установка противоугонов на ж/д пути
Противоугоны закрепляются по официальным схемам и нормативам. Стоит помнить, что нагрузка на пути постоянно меняются, поэтому некоторые параметры могут и должны быть пересмотрены.
В норме пружинные скобы устанавливают симметрично на подошву рельса так, чтобы она упиралась в шпалы. При повышении интенсивности угона устройства ставят в замок, что увеличивает количество пар на звено до 80-90.
Картинка
Обратите внимание: при использовании деталей из стали 65 есть вероятность ослабления ж/д противоугонов после перестановок. Это объясняется пластической деформацией при установке за счет конструктивных особенностей: расстояние в 11 мм между боковой гранью подошвы рельса и скобой.
Практически все скобы в течение своего срока службы крепятся на пути несколько раз. Если деталь не вышла из строя, схема будет такой же, как и в случае с новой. В противном случае противоугон можно предварительно отремонтировать методом холодной правки с дальнейшей термообработкой и использовать повторно.
Картинка
В случае обратного угона пути, противоугоны закрепляют в экспериментальном порядке — к сожалению, единых нормативов для этого случая до сих пор не разработали. В качестве отправной точки можно обратиться к рекомендациям ТУ Восточно-Сибирской железной дороги.