Как работает реечный домкрат
05 марта’ 20
Реечный домкрат — это незаменимый на железной дороге путевой инструмент. С его помощью можно ремонтировать вагоны, перемещать грузы и поднимать рельсошпальную решетку.
Надежная механическая конструкция отличается простым исполнением. В реечный домкрат не нужно заливать масло — это позволяет использовать его в том числе в суровых климатических условиях. О надежности говорит тот факт, что такой инструмент применяется абсолютно на всех участках РЖД — от Сочи до Дальнего Востока. Еще одна важная особенность, которая обеспечивается благодаря конструкции — возможность перемещать грузы горизонтально.
При этом пользоваться реечным домкратом можно без дополнительных устройств — достаточно физической силы обычного человека. Безопасность специалистов по монтажу обеспечивается широким основанием и плавным ходом.
Другие достоинства:
-
КПД — 0,85;
-
большой рабочий ход;
-
компактные размеры;
-
простое обслуживание и ремонт;
-
хорошая высота подъема.
Как устроен реечный домкрат
Все модели реечных домкратов состоят из одинаковых частей и отличаются только количеством передач в зависимости от грузоподъемности:
-
одноступенчатая — до 6 т;
-
двухступенчатая — 6-15 т;
-
трехступенчатая — более 15 т.
Основные части путевого инструмента:
-
рейка;
-
крышка;
-
лапа;
-
пята;
-
ручка;
-
собачка;
-
храповик;
-
головка;
-
рукоятка.
Как это работает? Груз, который удерживается стопорными устройствами, поднимается на стальной рейке с опорной чашей (лапе). Главная особенность лапы — она может поднимать грузы с низкой опорной поверхностью за счет прямоугольного нижнего конца. В зависимости типа реечного домкрата (зубчатый или рычажный) лапа выдвигается либо приводным рычагом, либо с помощью шестерни. Стоит отметить, что некоторые модели имеют одинаковое значение грузоподъемности на рейку и головку.
Все манипуляции с грузом абсолютно безопасны для рабочего. Груз опускается плавно благодаря фрикционным накладкам. При этом процесс полностью контролируется оператором, опуститься сам по себе он не сможет из-за фиксирующего храпового механизма. Такой же механизм, только с собачкой, фиксирует груз на подъеме. Все неподвижные детали конструкции приварены к корпусу, что сводит к минимуму возможность поломки.
Использование реечного домкрата на железной дороге
Реечные домкраты используются на железной дороге повсеместно. С их помощью чинят вагоны и участки пути, поднимают рельсошпальные решетки, перемещают грузы на складах. Широкий разброс грузоподъемности — от 3 до 20 тонн — позволяет подобрать путевой инструмент для любого вида работ. Разная высота лапы обеспечивает возможность захвата груза даже с земли (актуально для модели ДР-10).
Очень хорошо реечные домкраты зарекомендовали себя в устранении просадки и перекоса рельсошпальной решетки. Для того чтобы устранить отступления по уровню, под подошву рельса размещают прокладку или подбивают балласт под шпалы. В обоих случаях используется такой инструмент.
Реечные домкраты выручают железнодорожника везде: на складе, в ремонтном цехе и непосредственно на путях, в том числе и в тех условиях, где не справляются аналогичные гидравлические или электроприводные устройства.