Классификация дефектов рельсов
20 января’ 20
Согласно статистике, реже всего встречаются заводские дефекты рельсов. Из 100 изделий только одно будет бракованным, и это выяснится на этапе внутренней производственной проверки. Современная металлургическая промышленность и модернизация заводов привели к существенному улучшения качества всех элементов ВСП.
Информация может противоречить старым отчетным данным, собранным по методу НТД/ЦП. Это происходило из-за неправильной методологии и неполной классификации дефектов рельсов. Современная классификация, предложенная НИЦ-ПУТЬ, более точно отражает причины порчи участков пути, что помогает повысить безопасность ВСП посредством актуализации требований к шпалам, соединительным элементам и рельсошпальной решетке.
Картинка (сравнительная диаграмма классификации НТД и НИЦ)
Почему рельсы портятся? ОАО «РЖД» в своем распоряжении от 23.10.2014 года называет следующие причины:
-
коррозия;
-
усталость (коррозионная, контактная и изгибная);
-
смятие;
-
износ.
Дефекты на используемом железнодорожном пути возникают из-за тоннажа, который проходит по конкретным участкам. Чем интенсивнее эксплуатируются рельсы, тем чаще в них выявляют дефекты.
Эксплуатация — не единственная причина порчи элементов. Результаты исследований на Горьковской железной дороге показали зависимость контактно-усталых дефектов рельсов от отклонений в параметрах рельсовой колеи и низкого качества рельсошпальной решетки.
Картинка (решетка низкого качества)
Основные дефекты рельсов
Основными типами дефектов железнодорожных рельсов являются:
-
выколы;
-
трещины;
-
выкрашивания;
-
износ;
-
изломы;
-
смятия;
-
коррозия;
-
сплывы металла головки.
Выкол
Среди основных дефектов рельсов выделяют выкол головки или подошвы. Целостность шейки, подошвы и поверхности катания чаще всего сохраняется.
Картинка
Трещины
Практически не влияющие на качество передвижения составов, трещины на начальной стадии не разделяют части рельсов. Как определить, что дефект становится критичным? Необходимо длину и ширину сравнить с толщиной. Чем больше толщина, тем критичнее положение.
Выкрашивание
Образуется в местах контакта с колесами, со временем приводит к отделению и отслаиванию верхнего слоя металла. Считается поверхностным повреждением вследствие контактной усталости.
Излом
Опасный дефект, при котором рельсы разрушаются по сечению, с разделением на два или более куска. Также излом может сформироваться на головке и шейке элемента.
Картинка
Износ
Размеры и форма рельсов меняются вследствии отслаивания мелких частиц металла. Это естественный процесс, связанный со временем и интенсивностью эксплуатации путей.
Смятие
Поверхность деформируется пластично, в результате меняются форма и размеры элементов.
Коррозия
Естественный процесс изменения свойств стали вследствие воздействия температурных, погодных и временных факторов. Процессу коррозии подвергаются практически все участки ВСП, независимо от типа металла и способа его обработки.
Часть этих дефектов не является критичной и устраняется быстро. Обычно достаточно ограничить скорость движения составов на момент ремонта. Другие считаются опасными и требуют полного закрытия поврежденных участков пути. Обоим видам присваивается уникальный код. В цифровой маркировке дефектов рельсов отражается следующая информация:
-
тип;
-
основные причины возникновения;
-
расположение по сечению и по длине;
Картинка
Опасные дефекты рельсов
Остродефектные рельсы должны быть полностью изъяты из дорожного полотна, так как велика опасность внезапных разрушений, что может привести к потере составов и жизней пассажиров и сотрудников.
К самым опасным дефектам относятся:
-
выколы;
-
трещины;
-
изломы.
Картинка
Согласно протоколу, после изъятия элементы необходимо отправить на экспертизу, которая позволит определить точный код дефекта рельсов. Эти данные используются в статистических исследованиях, методологиях по укладке ВСП и рекомендациях по увеличению безопасности на железной дороге.