Соединения и пересечения железнодорожных путей
02 сентября’ 17
Виды соединений и пересечений жд путей
Различные соединения и пересечения рельсовых путей существуют для поворота, взаимного пересечения (в одном уровне), а также перемещения железнодорожных экипажей с одного пути на другой.
а) соединения двух путей в один; б) съезд; в) стрелочная улица; г) петля; д) треугольник.
Они осуществляются при помощи сложных и многодетальных конструкций верхнего строения пути, которые можно подразделить на четыре основные группы:
Стрелочные переводы – самый распространённый вид конструкции, служащий для разветвления и соединения отдельных железнодорожных путей и позволяющий подвижному составу переходить с одного пути на другой.
Существуют одиночные, двойные, перекрёстные и совмещённые стрелочные переводы. Одиночные по геометрическим формам в плане подразделяют на:
а. обыкновенные, посредством которых от прямого пути осуществляется ответвление вправо и влево под углом α;
б. разносторонние симметричные, в них путь разветвляется на два направления сразу вправо и влево под углом α/2;
в. разносторонние несимметричные, в которых путь разветвляется на два направления сразу вправо и влево под углами ϒ и (α - Ύ);
г. односторонней кривизны, в данном случае оба направления криволинейные и односторонние.
Необходимо сказать, что обыкновенные стрелочные переводы бывают левые, правые и, как уже отмечали, симметричные. Чтобы определить сторонность СП надо: встать у острия остряка и смотреть в сторону крестовины, если отклонение (боковое направление) идёт направо, то это правый СП, если налево, то - левый. Если у стрелочного перевода нет прямого направления и оба направления, как налево, так и направо, идут симметрично на отклонение, то это - симметричный стрелочный перевод.
Схемы стрелочных переводов и глухих пересечений
а. Одиночные обыкновенные стрелочные переводы укладываются повсеместно, на всех дорогах мира. Симметричные - имеют также большое распространение и укладываются чаще всего в сортировочных парках. Намного реже используются стрелочные переводы односторонней кривизны, укладывающиеся в кривых, а несимметричные – в стеснённых условиях.
б. Двойные стрелочные переводы разветвляют ж/д путь на три направления, которые могут быть разносторонними и односторонними.
в. Перекрёстные стрелочные переводы используются при пересечении двух путей в одной плоскости. Такие СП чаще всего применяются на станциях, при стеснённых условиях. Данные СП могут быть одиночными и двойными. Совмещённые СП используются при переходах с одной ширины колеи на другую, состав по таким СП имеет возможность проходить и с широкой, и с узкой колеёй.
г. Глухие пересечения являются конструкциями взаимного пересечения двух железнодорожных путей в одном уровне (плоскости). Различают прямоугольные, косоугольные и кривые глухие пересечения. Ширина пересекающихся путей может быть различной.
Основной из характеристик СП является угол крестовины, под которым пересекаются рабочие грани её сердечника. Марка крестовины (марка перевода) – тангенс её угла.
Для определения марки СП нужно разделить длину крестовины (расстояние, измеренное от математического центра до хвоста) на ширину крестовины в хвосте (АД).
На ж/д путях РФ в основном применяют стрелочные переводы марок 1/11, 1/9, 1/6. При необходимости обеспечения высоких скоростей движения поезда по боковому пути применяют более пологие марки - 1/18, 1/22.
При движении по стрелочному переводу различают:
- Пошёрстное направление – движение поезда по направлению от крестовины к остряку СП;
- Противошёрстное – движение от остряка к крестовине;
Соединения путей – комбинации укладки СП, позволяющие создавать различные путевые схемы. Они подразделяются на:
а. Стрелочные улицы – используются для устройства на станциях парков путей. Различают как оконченные (по концам устраиваемых парков), так и серединные (внутри парков) стрелочные улицы. В основном, они разбиваются под углом крестовин стрелочных переводов, но для уменьшения длины парков применяют веерные, сокращённые и другие стрелочные улицы;
б. Съезды – служат для соединения двух соседних путей. Они могут быть сопряжёнными круговыми кривыми, сокращёнными, но в основном устраиваются нормальные (соединительная часть которых прямолинейна); Сплетения путей устраивают на участках с двумя путями, или с условием невозможности укладки двух отдельных путей при наличии устройств (путепроводов, мостов).
в. Поворотные устройства – устраиваются для разворота пути следования поездов на 180о;
На промышленном транспорте главной особенностью и основным требованием соединений путей является компактность размещения транспортных коммуникаций, поэтому путевые схемы должны занимать минимальную площадь.
Одиночный обыкновенный стрелочный перевод
ООСП – сложная конструкция, позволяющая сделать одно одностороннее ответвление от прямого пути, состоящая из основных частей:
- стрелки,
- соединительных путей,
- крестовины с контррельсами,
- закрестовинной кривой,
- подрельсового основания (деревянные и железобетонные переводные брусья и т.д.).
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков с корневыми узлами, ряда деталей, обеспечивающих прикрепление рельсов к опорам, связей между остряками и устройства для их перевода.
Рамные рельсы изготавливают из самых обычных рельсов стандартной длины (имеются несколько серий СП составляющих исключение), при марках:
- 1/9 и 1/11 – 12,5 м,
- 1/18,1/22 – 25м.
Рамные рельсы, лежащие на прямом направлении, - прямолинейные, на боковом – криволинейные.
СП существуют трёх видов:
- Остряковые стрелки – направляют поезд на боковой или прямой путь за счёт передвижения остряков, соединённых между собой стрелочными тягами. Перемещения остряков выполняется переводным механизмом. Переводные механизмы могут быть как ручными, так и механизированными. Главным недостатком такого вида стрелок являются случаи вреза СП.
- Безостряковые стрелки – в конструкции которых используются один или два поворотных рельса. Недостатком таких конструкций СП является полный разрыв стрелочной нити. Из достоинств:
- сохранение постоянства жёсткости рельсовых нитей в зоне стрелки;
- нет зон переката с остряка на рамный рельс;
- создаётся благоприятное очертание СП в плане.
- Накладные стрелки – конструкция, при которой движение на боковое направление достигается наложением на основной путь рельсового звена, по которому поезд движется на боковой путь. Такие СП применяются на временных ж/д путях.
Остряки изготавливают из рельсов специального профиля (ОР50, ОР65, ОР75) с нессиметричным очертанием и пониженной высотой. В СП один остряк всегда прямолинейный (по прямому направлению), другой же криволинейный (боковое направление). Рамные рельсы и остряки устанавливают на переводные брусья, или плиты. Большая безопасность СП может быть достигнута при наличии запорных устройств, обеспечивающих плотное прижатие остряка к рамному рельсу.
Соединительная часть СП – участок перевода, состоящий из переводной кривой и прямого отрезка пути. Радиус переводной кривой является главной характеристикой и обычно равен радиусу криволинейного остряка.
Крестовина СП – предназначена для пересечения рельсовых нитей в одном уровне. Различают крестовины двух типов:
- Жёсткие крестовины – представляют собой желобчатые конструкции, в которых сердечник и изнашиваемые части усовиков имеют монолитную конструкцию. Основные элементы таких крестовин это: сердечник ОкВ и ОкВ1, два усовика, два контррельса, прикрепители и подкладки, а также различные скрепления для объединения в единую конструкцию. По конструкции различают следующие жесткие крестовины: сборнорельсовые, сборные с литым сердечником и цельнолитые.
- Крестовины с подвижными элементами – конструкции, создающие непрерывность рельсовой колеи в зоне переката колеса поезда (например, с усовика на сердечник). Существуют крестовины с подвижным рельсом, с двойными подвижными рельсами, с одним подвижным усовиком, с подвижным сердечником.
Контррельсы – служат для обеспечения лучших условий движения колеса по крестовине, направляя гребень колеса в соответствующий желоб крестовины, препятствуют сходу подвижного состава.
Закрестовинные кривые – пути, расположенные на боковом пути за крестовиной, разбитые по приведённым ординатам.
Предельный столбик – располагается за крестовиной и служит для обозначения габарита, при котором показано предельное положение поезда, при котором возможно движение по другому пути.
Переводные брусья (деревянные, металлические, железобетонные) – тип подрельсового основания, на котором монтируются металлические части СП, предназначены объединять в единое целое его конструкцию и воспринимать давление от колёс поезда и упруго перерабатывать динамические воздействия на стрелочный перевод. Подрельсовое основание так же может быть представлено ж/б плитами.
Эпюра СП – это схема, на которой показана раскладка стрелочных брусьев, указаны все необходимые размеры СП и его частей.