Бесплатно по России
Калькулятор Прайс-лист Заказ

08 июля’ 24

Стрелочные переводы — важнейшие элементы железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающие безопасное и эффективное движение поездов. Ключевой компонент стрелочного перевода — крестовина, позволяющая подвижному составу переходить с одного пути на другой. Разберемся, как определить марку крестовины и какие типы этих устройств существуют.

Что такое марка крестовины и как её определить


Марка крестовины стрелочного перевода — это числовое обозначение, характеризующее геометрические параметры устройства. Она выражается дробью, где числитель — единица, а знаменатель — число, показывающее отношение ширины сердечника к его длине.

Для определения марки крестовины используется формула:

 

tg α = 1/N

 

Где α — угол пересечения рабочих граней сердечника, а N — искомая марка.

 

На практике измеряются два отрезка:

 

  1. Перпендикуляр от контрольной точки к рабочей грани (CE)
  2. Длина рабочей грани (CKE)

 

Отношение CE/CKE даёт значение 1/N, что и является маркой крестовины.

 

Основные типы крестовин

 


Классификация крестовин основывается на ряде ключевых характеристик:

 

Мобильность элементов:

  • Статичные: все компоненты зафиксированы
  • С подвижным усовиком: часть конструкции способна смещаться
  • Оснащённые перемещающимся сердечником: центральный элемент меняет положение


Форма боковых поверхностей:

  • Линейные: грани не имеют изгибов
  • Изогнутые: рабочие поверхности выполнены в виде дуги
  • Метод производства:

Составные: собираются из отдельных рельсовых деталей

 

  • Оборудованные литой центральной частью: сочетают монолитный сердечник и другие элементы
  • Монолитные: изготавливаются как единая отливка


Выбор конкретного варианта зависит от множества факторов. Каждая разновидность обладает уникальным набором достоинств и ограничений, оказывающих влияние на эксплуатационные характеристики железнодорожного полотна. Это касается как допустимых режимов эксплуатации (включая максимально разрешённую скорость составов), так и общего срока службы всей системы стрелочного перевода.

 

Распространённые марки крестовин

 

 

 

 

На территории РФ наиболее распространены определённые типы стрелочных переводов, различающиеся по своим характеристикам:

 

  • 1/6, 1/9, 1/11 – применяются на стандартных железнодорожных ветках
  • 1/18, 1/22 – устанавливаются на магистралях, предназначенных для быстрого передвижения составов

 

Числовое обозначение крестовины напрямую коррелирует с максимально допустимой скоростью прохождения подвижного состава через стрелочный перевод. Так, конструкция с маркировкой 1/11 позволяет поездам двигаться со скоростью до 50 километров в час. В свою очередь, более пологий вариант 1/22 обеспечивает возможность разгона до 120 км/ч без риска для безопасности пассажиров и сохранности грузов.

 

Как отметил известный инженер-путеец В.Ф. Яковлев: «Правильный выбор марки крестовины — залог безопасности движения и эффективности железнодорожных перевозок».

 

Особенности эксплуатации различных типов крестовин


Конструкции с линейными гранями отличаются универсальностью, позволяя составам курсировать в любом направлении. Их отличает простота изготовления и монтажа. Изогнутые варианты способствуют увеличению плавности хода, повышая уровень безопасности, однако процесс их создания более трудоёмок. К тому же, такие модели пригодны лишь для однонаправленного потока транспорта.

 

Модификации с мобильными элементами гарантируют отсутствие разрывов между рельсами, что критически важно при эксплуатации скоростных магистралей. Тем не менее подобные системы нуждаются в дополнительном оборудовании для контроля и отличаются повышенной сложностью технического обслуживания.

 

Монолитные изделия характеризуются максимальной прочностью и длительным сроком службы, но их стоимость значительно выше аналогов. Сборные конструкции экономически выгоднее, однако уступают по надёжности и быстрее теряют свои эксплуатационные качества под воздействием нагрузок.

 

Выбор типа и марки крестовины


При выборе марки крестовины стрелочного перевода необходимо учитывать ряд важных факторов:

 

  1. Назначение пути играет ключевую роль. Для магистральных линий с высокой нагрузкой требуются более надёжные и долговечные конструкции. Станционные пути могут оснащаться менее дорогостоящими вариантами, а подъездные — наиболее простыми решениями.
  2. Интенсивность движения влияет на выбор материалов и конструкции крестовины. Чем выше частота проходящих составов, тем более износостойкими должны быть компоненты стрелочного перевода.
  3. Типы подвижного состава определяют нагрузку на крестовину. Тяжёлые грузовые поезда требуют использования более прочных материалов, в то время как для пассажирских линий важнее плавность хода.
  4. Максимальная скорость движения — критический параметр. Высокоскоростные магистрали нуждаются в особо пологих крестовинах для минимизации динамических нагрузок и обеспечения комфорта пассажиров.
  5. Климатические условия влияют на выбор материалов и конструктивных решений. В регионах с экстремальными температурами или высокой влажностью необходимо использовать соответствующие сплавы и защитные покрытия.
  6. Экономические соображения включают не только стоимость приобретения, но и затраты на монтаж, обслуживание и замену компонентов в течение жизненного цикла стрелочного перевода.

 

На главных путях, где приоритетны скорость и безопасность, применяются пологие крестовины с маркой 1/11 и выше. Они изготавливаются с литым сердечником или в цельнолитом исполнении, что обеспечивает максимальную прочность и долговечность. Такие конструкции позволяют поездам проходить стрелочный перевод с минимальным снижением скорости.

 

Станционные пути, характеризующиеся меньшей интенсивностью движения и скоростью, могут оснащаться более крутыми крестовинами с марками 1/9 или 1/6. Здесь допустимо использование сборно-рельсовых конструкций, которые проще в обслуживании и ремонте. Такой подход позволяет оптимизировать затраты без ущерба для безопасности движения в условиях станции.

 

Важность правильного обслуживания


Регулярное обслуживание крестовин критически важно для безопасности движения. Основные виды неисправностей, требующие немедленного устранения:

 

  • Дивергенция подвижных элементов. Нарушение плотного прилегания остряка к рамному рельсу, что может привести к неконтролируемому изменению направления движения состава.
  • Ослабление или разрушение крепёжных узлов, включая болты, шурупы, костыли и прокладки.
  • Деградация рабочих поверхностей: выбоины, сколы, наплывы металла, чрезмерный износ контактных зон.
  • Изменение ширины желобов
  • Трещины или изломы элементов конструкции

 

Пренебрежение выявленными неполадками чревато серьезными последствиями, включая возможность схода состава и возникновение аварийных ситуаций с потенциально катастрофическим исходом.

 

Для предотвращения подобных инцидентов необходимо проводить регулярные инспекции, используя современные методы неразрушающего контроля. Это позволит своевременно выявлять и устранять потенциальные угрозы, гарантируя стабильную работу транспортной системы.

 

Ключевые аспекты выбора и обслуживания крестовин


Правильное определение и выбор марки крестовины стрелочного перевода — важнейший аспект проектирования и эксплуатации железных дорог. Это влияет не только на скорость и комфорт передвижения, но и на безопасность пассажиров и сохранность грузов. Современные технологии позволяют создавать всё более совершенные конструкции, повышающие эффективность железнодорожного транспорта.

 

Грамотный подход к выбору и обслуживанию стрелочных переводов и крестовин — залог надёжной работы всей железнодорожной системы. Поэтому важно, чтобы этими вопросами занимались квалифицированные специалисты, способные учесть все нюансы и принять оптимальное решение для конкретных условий эксплуатации.

 

Советуем почитать

Неисправности стрелочного перевода на жд путях
29 апреля’ 24
Неисправности стрелочного перевода на жд путях
Железная дорога без стыков: всё о бесстыковом пути
20 мая’ 24
Железная дорога без стыков: всё о бесстыковом пути
Деревянные пропитанные шпалы тип 1, 2: срок службы, сколько весит, размер по ГОСТу
10 июня’ 24
Деревянные пропитанные шпалы тип 1, 2: срок службы, сколько весит, размер по ГОСТу
Тормозной башмак
15 июля’ 24
Тормозной башмак
Оперативно ответим на ваши вопросы
Перезвоните мне
?