Деревянные пропитанные шпалы тип 1, 2: срок службы, сколько весит, размер по ГОСТу
10 июня’ 24
Железнодорожные шпалы — ключевой элемент путевой инфраструктуры. Они обеспечивают устойчивость рельсов и равномерно распределяют нагрузку от проходящих поездов. В этой статье мы тщательно изучим пропитанные древесные брусья категорий 1 и 2, их характеристики и области использования.
Основные характеристики шпал
Преимущественно из хвойных видов дерева производятся древесные брусья:
- Сосна
- Ель
- Пихта
- Лиственница
Реже используется береза. Выбор древесины обусловлен её прочностью, доступностью и способностью хорошо поглощать защитные составы. Чтобы продлить срок службы, шпалы обрабатывают специальными антисептиками. Пропитка защищает древесину от влаги, гниения и вредителей. Процесс пропитки регламентируется ГОСТ 20022, который устанавливает требования к защитным средствам и методам их нанесения.
Вес и габариты
Масса шпалы зависит от её типа:
- Тип 1: 85 кг
- Тип 2: 80 кг
Разница в весе обусловлена различиями в размерах. Шпала типа 1 немного шире, что позволяет ей выдерживать большие нагрузки. Эта, казалось бы, небольшая разница в 5 кг имеет значение при расчете общего веса верхнего строения пути и его воздействия на земляное полотно.
Размеры по ГОСТ 78-2004:
Тип 1:
— Длина: 2750 ± 20 мм
— Ширина: 250-255 мм (нижняя пласть)
— Высота: 180 мм
Тип 2: — Длина: 2750 ± 20 мм
— Ширина: 230-235 мм (нижняя пласть)
— Высота: 160 мм
Важно отметить, что вес шпалы железнодорожной может немного отличаться от указанных значений из-за особенностей древесины и степени пропитки. Однако эти отклонения обычно незначительны и не влияют на эксплуатационные характеристики. Габариты шпал тщательно рассчитаны для обеспечения оптимального распределения нагрузки и устойчивости рельсового пути.
Применение шпал разных типов
Брусья категории 1 применяются на основных маршрутах с активным трафиком. Их расширенные размеры гарантируют улучшенную надежность и стабильность. Эти брусья размещают на трассах первого и второго уровней, а также на отдельных участках 3 уровня с высокой грузонапряженностью. Они способны выдерживать значительные нагрузки от тяжелых грузовых составов и высокоскоростных пассажирских поездов.
Шпалы типа 2 применяются на менее загруженных участках:
- Подъездные пути
- Станционные пути
- Сортировочные линии
- Магистрали четвертого класса
Несмотря на меньший вес и размеры, шпалы типа 2 отлично справляются со своей задачей на этих участках. Их использование позволяет оптимизировать расходы без ущерба для безопасности движения. На подъездных путях, где скорости и нагрузки меньше, такие шпалы обеспечивают достаточную устойчивость и долговечность пути.
Срок службы и особенности эксплуатации
В среднем, древесный пропитанный брус служит примерно 15 лет. При должном уходе и умеренных нагрузках этот показатель может достигать 20 лет. Ключевой фактор долговечности — качество пропитки.
Преимущества деревянных шпал
Несмотря на появление современных материалов, деревянные шпалы не теряют актуальности. Вот несколько причин их популярности:
- Легкость. Вес одной шпалы пропитанной значительно меньше железобетонных аналогов, что упрощает транспортировку и монтаж. Это особенно важно при ремонтных работах на действующих путях.
- Упругость. Дерево хорошо гасит вибрации, что снижает нагрузку на подвижной состав и путевую инфраструктуру. Это способствует более плавному ходу поезда и уменьшает износ колесных пар.
- Простота обработки. При необходимости шпалу легко подогнать под нужные размеры прямо на месте. Это позволяет быстро адаптировать путь к местным условиям и особенностям рельефа.
- Экологичность. По окончании срока службы деревянные шпалы можно утилизировать с минимальным вредом для окружающей среды. При правильной переработке они могут использоваться в качестве вторичного сырья.
- Электроизоляционные свойства. Древесина — природный диэлектрик, что важно для обеспечения работы рельсовых цепей систем сигнализации и автоматики.
Однако у деревянных шпал есть и недостатки. Главный из них — меньший срок службы по сравнению с железобетонными. Кроме того, они требуют регулярного осмотра и ухода для предотвращения растрескивания и гниения. В условиях повышенной влажности или при недостаточном качестве пропитки шпалы могут преждевременно выходить из строя.
Надежность, проверенная временем: почему деревянные шпалы остаются актуальными
Деревянные пропитанные шпалы — проверенное временем решение для железнодорожной инфраструктуры. Их применение позволяет создавать надежные и долговечные пути. Разнообразие типоразмеров дает возможность подобрать оптимальный вариант для любого участка — от главных магистральных линий до подъездных путей. При правильном уходе эти элементы верхнего строения пути прослужат долгие годы, обеспечивая безопасное и комфортное движение поездов.