Бесплатно по России
Калькулятор Прайс-лист Заказ

10 июня’ 24

Железнодорожные шпалы — ключевой элемент путевой инфраструктуры. Они обеспечивают устойчивость рельсов и равномерно распределяют нагрузку от проходящих поездов. В этой статье мы тщательно изучим пропитанные древесные брусья категорий 1 и 2, их характеристики и области использования.

 

шпалы деревянные

 

Основные характеристики шпал

Преимущественно из хвойных видов дерева производятся древесные брусья:

  • Сосна
  • Ель
  • Пихта
  • Лиственница

Реже используется береза. Выбор древесины обусловлен её прочностью, доступностью и способностью хорошо поглощать защитные составы. Чтобы продлить срок службы, шпалы обрабатывают специальными антисептиками. Пропитка защищает древесину от влаги, гниения и вредителей. Процесс пропитки регламентируется ГОСТ 20022, который устанавливает требования к защитным средствам и методам их нанесения.

Вес и габариты

Масса шпалы зависит от её типа:

  • Тип 1: 85 кг
  • Тип 2: 80 кг

Разница в весе обусловлена различиями в размерах. Шпала типа 1 немного шире, что позволяет ей выдерживать большие нагрузки. Эта, казалось бы, небольшая разница в 5 кг имеет значение при расчете общего веса верхнего строения пути и его воздействия на земляное полотно.

Размеры по ГОСТ 78-2004:

Тип 1:
— Длина: 2750 ± 20 мм
— Ширина: 250-255 мм (нижняя пласть)
— Высота: 180 мм
Тип 2: — Длина: 2750 ± 20 мм
— Ширина: 230-235 мм (нижняя пласть)
— Высота: 160 мм

Важно отметить, что вес шпалы железнодорожной может немного отличаться от указанных значений из-за особенностей древесины и степени пропитки. Однако эти отклонения обычно незначительны и не влияют на эксплуатационные характеристики. Габариты шпал тщательно рассчитаны для обеспечения оптимального распределения нагрузки и устойчивости рельсового пути.

Применение шпал разных типов

Брусья категории 1 применяются на основных маршрутах с активным трафиком. Их расширенные размеры гарантируют улучшенную надежность и стабильность. Эти брусья размещают на трассах первого и второго уровней, а также на отдельных участках 3 уровня с высокой грузонапряженностью. Они способны выдерживать значительные нагрузки от тяжелых грузовых составов и высокоскоростных пассажирских поездов.

Шпалы типа 2 применяются на менее загруженных участках:

  • Подъездные пути
  • Станционные пути
  • Сортировочные линии
  • Магистрали четвертого класса

Несмотря на меньший вес и размеры, шпалы типа 2 отлично справляются со своей задачей на этих участках. Их использование позволяет оптимизировать расходы без ущерба для безопасности движения. На подъездных путях, где скорости и нагрузки меньше, такие шпалы обеспечивают достаточную устойчивость и долговечность пути.

Срок службы и особенности эксплуатации

В среднем, древесный пропитанный брус служит примерно 15 лет. При должном уходе и умеренных нагрузках этот показатель может достигать 20 лет. Ключевой фактор долговечности — качество пропитки.

Преимущества деревянных шпал

Несмотря на появление современных материалов, деревянные шпалы не теряют актуальности. Вот несколько причин их популярности:

  • Легкость. Вес одной шпалы пропитанной значительно меньше железобетонных аналогов, что упрощает транспортировку и монтаж. Это особенно важно при ремонтных работах на действующих путях.
  • Упругость. Дерево хорошо гасит вибрации, что снижает нагрузку на подвижной состав и путевую инфраструктуру. Это способствует более плавному ходу поезда и уменьшает износ колесных пар.
  • Простота обработки. При необходимости шпалу легко подогнать под нужные размеры прямо на месте. Это позволяет быстро адаптировать путь к местным условиям и особенностям рельефа.
  • Экологичность. По окончании срока службы деревянные шпалы можно утилизировать с минимальным вредом для окружающей среды. При правильной переработке они могут использоваться в качестве вторичного сырья.
  • Электроизоляционные свойства. Древесина — природный диэлектрик, что важно для обеспечения работы рельсовых цепей систем сигнализации и автоматики.

Однако у деревянных шпал есть и недостатки. Главный из них — меньший срок службы по сравнению с железобетонными. Кроме того, они требуют регулярного осмотра и ухода для предотвращения растрескивания и гниения. В условиях повышенной влажности или при недостаточном качестве пропитки шпалы могут преждевременно выходить из строя.

Надежность, проверенная временем: почему деревянные шпалы остаются актуальными

Деревянные пропитанные шпалы — проверенное временем решение для железнодорожной инфраструктуры. Их применение позволяет создавать надежные и долговечные пути. Разнообразие типоразмеров дает возможность подобрать оптимальный вариант для любого участка — от главных магистральных линий до подъездных путей. При правильном уходе эти элементы верхнего строения пути прослужат долгие годы, обеспечивая безопасное и комфортное движение поездов.

Советуем почитать

Неисправности стрелочного перевода на жд путях
29 апреля’ 24
Неисправности стрелочного перевода на жд путях
Железная дорога без стыков: всё о бесстыковом пути
20 мая’ 24
Железная дорога без стыков: всё о бесстыковом пути
Как определить марки крестовин стрелочных переводов на ЖД-путях: типы, виды
08 июля’ 24
Как определить марки крестовин стрелочных переводов на ЖД-путях: типы, виды
Тормозной башмак
15 июля’ 24
Тормозной башмак
Оперативно ответим на ваши вопросы
Перезвоните мне
?